Форма оценки проектных документаций или ТЭО проектов государственных инвестиций
226

Оценка

№ параметра 

Описание параметра 

Оценка

(Выберите только один столбец для внесения комментариев по каждому параметру)


Хорошо

(поставьте галочку)

Требуется доработка 

(Ясно и четко опишите, какая дополнительная работа, данные или информация необходимы)

Сомнительно  

(Опишите конкретные проблемы и укажите, почему этот параметр неприемлем в его нынешнем виде)


1.0

Цель и обоснование 


1.1

Очевидна ли необходимость проекта и причины, почему он необходим?

В СО и ТЭО должно быть четко объяснено, почему проект необходим, с указанием проблемы, которую необходимо решить или возможности. Причины необходимости проекта должны быть пояснены в ТЭО.





1.2

Был ли четко разъяснен стратегический контекст, а также связи с другими проектами или общими программами? Требуется ли проекту завершение других проектов, чтобы он смог достичь полной эффективности?

СО и ТЭО должны содержать объяснения того, на какой политический или стратегический документ нацелен проект, и как проект связан с политикой/стратегией. Следует четко указать, является ли проект частью более широкой программы, и если да, то какой именно.





1.3

Был ли масштаб спроса или потребности в проекте полностью определен количественно, используя данные в качестве доказательств и являются ли допущения достоверными?

Должны быть предоставлены данные для демонстрации предложенного типа и масштаба проекта, например: данные об интенсивности движения в поддержку строительства новой дороги.





1.4

Качество консультаций с заинтересованными сторонами и удовлетворительные результаты

Следует разъяснить, как были проведены консультации с заинтересованными сторонами, а также их результаты, особенно если есть серьезная оппозиция проекту. Если это так, укажите перекрестную ссылку на раздел 9 о проектных рисках и убедитесь, что этот факт также упомянут в этом разделе.





1.5

Ясно ли указано, кто будет бенефициарами проекта и каково их число?

Тип бенефициаров проекта должен быть четко указан в СО и в ТЭО, например: автомобилисты, школьники, студенты университетов и т. д. Также должно быть приведено количество бенефициаров. Если количественно бенефициаров установить сложно, то это должно вызвать вопросы о спросе на проект. Такие слова, как «много» или «большое число», не будут приемлемыми в качестве количественных доказательств. Обычно можно представить диапазон количества, например: «500-600 школьников в год».





2.0

Ясность и реалистичность целей и желаемых результатов / воздействия



2.1

Являются ли цели ясными и соответствуют ли они целям, ранее изложенным в ПЗ?

Проект может иметь несколько целей, и все они должны быть перечислены. Однако СО и ТЭО должны четко определять общую или основную цель. Проверка соответствия цели(ей) содержанию ТЭО должна учитываться в СО, и, возможно, этот параметр будет невозможно оценить до завершения оценки. Убедитесь также, что поставленные цели представляются реалистичными с точки зрения выгод и времени.





2.2

Четко ли установлены границы проекта?  - то есть, что включено и что не включено?

В СО должно быть четко заявлено, какими будут границы проекта. Ясность необходима, чтобы органы, реализующие проект, не прибегали преднамеренно к размытым определениям проекта, чтобы включить затем в него дополнительные элементы (возможно, не оправданные) позднее и представить их как перерасход средств.





2.3

Ясны ли итоги и желаемые результаты/достижения проекта?

Все проекты должны указывать итоги и желаемые результаты. Если они не указаны или не ясны, параметр следует оценить, как сомнительный.

Итоги могут включать (в качестве примера) число километров новой дороги или количество школьных мест или больничных коек, представленных к определенной дате.


Результаты должны относиться к разрешению проблемы, описанной в обосновании проекта. Поэтому вопрос заключается в следующем: «Что будет достигнуто в результате реализации проекта и как мы можем оценить степень успеха проекта?» Примеры результатов могут включать «сокращение смертельных несчастных случаев на 40% в первый год эксплуатации» или «снижение на 30% смертности от сердечных приступов в первые 18 месяцев работы».

Результаты, вероятно, будут меняться в течение срока проекта – зачастую в меньшей степени в течение первого года эксплуатации и в больше степени в последующие годы, когда спрос возрастает, а эффективность доставки услуг улучшится.





2.4

Представляет ли предложение объяснение того, какой вклад внесут итоги в указанные цели и результаты проекта?

СО и ТЭО должны четко определять связи между итогами и результатами / достижениями. Оценщик должен уметь оценить, являются ли эти связи ясными и имеют ли смысл.





2.5

Определены ли цели - итоги, результаты и достижения - в измеримых терминах со сроками, позволяющими отслеживать прогресс?

Все цели, итоги, результаты и достижения должны быть сформулированы в терминах, которые позволяют отслеживать прогресс. Поэтому они должны быть сформулированы в плане того, что произойдет, в каком объеме и когда.





3.0

Оценка вариантов



3.1

Было ли рассмотрено несколько вариантов достижения целей проекта?

Альтернативные способы достижения цели проекта должны быть перечислены с кратким описанием положительных и отрицательных аспектов каждого из них.





3.2

Являются ли причины отклонения вариантов ясными?

Не требует объяснений





3.3

Является ли причина предпочтения выбранного варианта понятной?

Не требует объяснений





3.4

Рассматривалась ли реализация через государственно-частное партнерство (ГЧП)? Если да, то в чем были причины его выбора/отклонения? 

Если был выбран метод реализации проекта через ГЧП, должно быть представлено значительное число доказательств, которые продемонстрируют серьезную работу по рассмотрению этого варианта по сравнению с другими возможностями. Они должны включать, по крайней мере: оценку жизнеспособности рынка; оценку экономичности/ оценку эффективности проекта и оценку финансового воздействия. Следует также учитывать способность организации-инициатора проекта участвовать в сделке ГЧП.





4.0

Финансовая оценка



4.1

Являются ли текущие оценки капитальных затрат полными и обоснованными при помощи рыночных доказательств или предыдущих индексов стоимости?

Ищите данные, на которых были основаны примерные расходы. Являются ли источники актуальными и по-прежнему действительными? Основаны ли они на последних прецедентах или опубликованных индексах? Никакие капитальные затраты не должны включаться в СО без объяснения или обоснования в ТЭО или другой вспомогательной документации.





4.2

Включены ли все связанные капитальные расходы? Подумайте, включены ли капитальные расходы на реализацию проекта полностью. Они могут включать в себя такие расходы, как на экспроприацию земли, изменение маршрутов коммуникаций и подсоединение к ним, подъездные пути и т.д., но также могут включать в себя приобретение бытовых предметов, таких как парты для новой школы или медицинское оборудование для новой клиники.





4.3

Если в капитальных расходах произошло увеличение более чем на 5%, с момента одобрения ПЗ, было ли приведено объяснение для увеличения и является ли оно оправданным?

Не требует объяснений





4.4

Представлены ли доказательства намерений/обязательств от запланированных источников финансирования капитала?

Это особенно актуально, если были указаны внешние источники финансирования. Письма о намерениях, которые четко демонстрируют намерения предложенной финансирующей организации, должны быть включены в сопроводительную документацию. Оценщик должен обратить особое внимание на то, соответствует ли указанная сумма фактической сумме капитала, требуемой для завершения проекта.





4.5

Являются ли текущие оценки ОиЭ расходов полными и обоснованными при помощи рыночных данных или предыдущих индексов стоимости? Правильны ли допущения и расчеты??

Ищите доказательства источников предполагаемых расходов. Являются ли источники актуальными и по-прежнему действительными? Основаны ли они на последних прецедентах или опубликованных индексах? Проверьте источник всех допущений и проверьте вычисления на предмет арифметических ошибок.





4.6

Являются ли ОиЭ расходы всеобъемлющими? Оценщики должны проверить полноту охвата всех ожидаемых расходов. Например, если по зданию не предусмотрены расходы на отопление или по больнице не учтены затраты на фармацевтическую продукцию, это вызывает вопросы. Оценщики также должны просмотреть и проверить расчеты.





4.7

Понятно ли, какие из ОиЭ расходов будут покрыты за счет существующих ограниченных сумм бюджета, а какие потребуют увеличения будущих бюджетных ассигнований?

Любые увеличения, необходимые в бюджете организации-инициатора проекта по результатам проекта, должны быть указы четко и прозрачно.





4.8

Если ОиЭ расходы финансируются из внешнего источника (полностью или частично), есть ли удовлетворительные доказательства обязательств по выделению средств?

Это особенно актуально, если были указаны внешние источники финансирования. Следует приложить письма о намерениях, в которых четко указаны намерения предложенной финансирующей организации. Оценщик должен обратить особое внимание на то, соответствует ли указанная сумма фактическим ОиЭ расходам, необходимым для осуществления проекта.





4.9

Существует ли план движения денежных средств, который четко определяет сроки и сумму выплат?

В плане движения денежных средств следует указать, сколько денег потребуется для выплат и в какое время.





4.10

Если проект будет получать доход, все ли рыночные допущения включены в расчеты?

Это не относится ко всем проектам, но все допущения о доходах должны быть тщательно проверены на фоне прогнозов рыночного спроса и предполагаемых уровней цен. Также должны быть произведены расчеты, и оценщик должен их проверить.





4.11

Если проект будет получать доход, был ли проведен анализ чувствительности к влиянию сокращения доходов?

Влияние различных уровней спроса и альтернативного ценообразования также должно быть представлено в ТЭО. Следует также оценить реалистичность этих сценариев и расчетов.





4.12

Если рассчитываются ЧПС и ВНП, доказывают ли результаты, что проект является финансово обоснованным?

Не требует объяснений





4.13

Представлена ли оценка финансовых последствий реализации проекта и приемлемы ли результаты?

Финансовые последствия реализации проекта должны быть рассмотрены в СО и ТЭО. Влияние на увеличение максимальных бюджетных сумм организации, реализующей проект, на срок проекта, влияние любого нового долга, привлеченного для финансирования проекта, или любых условных обязательств, таких как экологические гарантии, должны быть тщательно рассмотрены. Эти вопросы приобретают особое значение, если предложена реализация через ГЧП.





5.0

Экономическая оценка





5.1

Были ли выявлены и количественно определены все выгоды от проекта?

Все проекты должны предоставлять выгоды, иначе они не будут реализованы. Поэтому выгоды должны быть четко определены в СО и ТЭО с указанием количественных данных. Оценщики должны проверить, соответствует ли этот ответ ответу, указанному в п. 1.5. 





5.2

Если была рассчитана денежная стоимость выгод, указаны ли допущения и расчеты? Разумны ли они и согласуются ли с аналогичными проектами?

Не все выгоды будут иметь приписанную им денежную стоимость, но если будут, то являются ли эти выгоды реалистичными и сопоставимыми с другими проектами. Оценщики должны также проверить предоставленные расчеты.





5.3

Была ли использована надлежащая форма оценки для оценки финансовой или экономической жизнеспособности проекта и был ли объяснен и обоснован выбор методологии оценки?

В зависимости от обстоятельств проекта и для соответствия требованиям законодательства все ТЭО должны включать соответствующую форму финансово-экономической оценки, чтобы гарантировать, что выгоды проекта превышают затраты по нему. ТЭО должно содержать объяснения выбора методологии оценки. Оценщики должны учитывать целесообразность формы оценки, использованной в контексте предложенного проекта. Все допущения и расчеты должны быть проверены. Имеют ли смысл результаты?





5.4

Был ли включен анализ чувствительности расходов проекта и параметров выгод вместе с расчетами и с продемонстрированными реалистичными результатами?

ТЭО должно включать анализ чувствительности переменных проекта. Этот анализ должен рассматривать, по крайней мере, влияние перерасхода средств и влияние отсроченных выгод из-за задержек в реализации.





5.5

Является ли период времени, который охватывается проводимой экономической оценкой, приемлемым и соответствующим нормальному сроку службы активов проекта?

Период оценки должен соответствовать ожидаемому сроку службы активов до момента, когда может возникнуть необходимость в капитальном ремонте. Например, период оценки для ИТ-оборудования будет значительно короче, чем для автотрассы.





5.6

Если рассчитаны ЧПС и ВНП, показывают ли результаты, что проект является экономически целесообразным?

Не требует объяснений





5.7

Если множественный анализ соответствий (МАС), оценка эффективности затрат (ОЭЗ) или сопоставительный анализ были использованы для оценки проекта, есть ли достаточные доказательства, демонстрирующие эффективность расходования средств?

Вспомогательная информация может включать в себя графики МАС, демонстрирующие критерии, баллы и результаты. ОЭЗ или сопоставительный анализ должны включать недавние свидетельства сравнительного ценообразования, чтобы оправдать выводы, сделанные в ТЭО.











6.0

Техническая осуществимость



6.1

Имеется ли четкое описание технических аспектов выбранного варианта?

В ТЭО должно содержаться описание технических аспектов выбранного варианта реализации. Они могут включать, помимо прочего, методологию строительства, инженерные задачи и другие факторы, демонстрирующие, что предложенный проект может быть реализован.





6.2

Учитывает ли выбранный вариант риски и преимущества использования новых технологий по сравнению с проверенными?

Инновации могут принести большие выгоды, но в то же время они связаны с большими рисками. СО и ТЭО должны содержать обоснование выбора технологического решения. В случае выявления рисков, проверьте соответствие оценке, приведенной в Разделе 9.





6.3

Были ли в полной мере рассмотрены все требования к экспроприации участка?

Если требуется экспроприация, СО и ТЭО должны содержать объяснения того, как этот процесс проводился до настоящего времени и что еще необходимо сделать, чтобы реализация проекта стала возможной. Необходимо будет рассмотреть юридические и финансовые последствия, а также практические административные аспекты. Должны быть определены любые риски, поэтому проверьте соответствие ответам в Разделе 9





6.4

Проводились ли исследования на местах/на объекте? Если да, были ли результаты отражены в проектной документации и стоимости проекта, а также его характеристике риска?

Было бы сложно подтвердить техническую осуществимость или смету расходов без проведения исследований или проверок на объекте. Поэтому оценщики должны искать доказательства того, что таковые были предприняты, и должны выявить любые вызывающие озабоченность области.





6.5

Были ли рассмотрены способы получения доступа к площадке для строительства и эксплуатации?

Права доступа к строительным объектам являются общей причиной задержек в реализации проекта. В ТЭО должен быть рассмотрен этот вопрос и предложены объяснения того, как были преодолены все проблемы или, должно присутствовать категорическое заявление, что проблем, связанных с доступом к объекту, нет. В СО это должно быть четко изложено.





6.6

Были ли в полной мере учтены средства доставки коммунальных услуг на объект?

Доставка электроэнергии, газа, воды, сточных вод и ИТ-услуг на объект являются общими проблемами для многих проектов. Оценщики должны убедиться, что в ТЭО рассмотрены доступность этих услуг и средства, с помощью которых все необходимые услуги могут быть доставлены на объект. СО должна четко отразить этот вопрос.





7.0

Экологическая оценка



7.1

Использовалась ли земля ранее и есть ли ранее существовавшие загрязнения, которые необходимо устранить?

Не требует объяснений





7.2

Существует ли описание воздействия на землю, вызванного проектом, и предложенных мер по его смягчению?

Оценщики должны проверить, что в ТЭО рассмотрен этот вопрос и что предложенные меры по смягчению являются приемлемыми.





7.3

Существует ли описание воздействия на водную среду, вызванного проектом, и предложенных мер по его смягчению?

Оценщики должны убедиться, что в ТЭО рассмотрен этот вопрос и что предложенные меры по смягчению воздействия являются приемлемыми.





7.4

Существует ли описание воздействия на воздушную среду, вызванного проектом, и предложенных мер по его смягчению?

Оценщики должны убедиться, что в ТЭО рассмотрен этот вопрос и что предложенные меры по смягчению воздействия являются приемлемыми.





8.0

Оценка социального воздействия



8.1

Было ли полностью учтено социальное воздействие проекта на местное сообщество? 

Оно может быть положительным или отрицательным воздействием, но все оно должно рассматриваться вместе с любыми смягчающими мерами для пострадавших от негативных последствий, например. Для жителей, пострадавших от шума, производимого новой дорогой. Следует также учитывать положительные последствия, такие как рост занятости во время строительства и эксплуатации. СО и ТЭО должны количественно определять положительные и отрицательные последствия.





8.2

Были ли рассмотрены социальные последствия проекта для общества в целом?

Некоторые проекты, особенно крупные или те, которые реализуются в рамках более обширной правительственной программы, могут приводить к дополнительным последствиям для общества в целом, таким как сокращение числа несчастных случаев на дорогах или росту ожидаемой продолжительности жизни. По возможности, они должны быть выявлены и определены в количественном выражении.





9.0

Проектные риски



9.1

Были ли правильно определены все риски и предложены смягчающие меры? Риски выявляются в разные моменты в течение составления ТЭО. Они могут быть разнообразными и многочисленными, такими как технические риски, экологические риски или риски объекта. СО - это документ, в котором обобщается подход ко всем рискам. К удовлетворению оценщика, в СО и ТЭО должны быть выявлены все возможные риски по проекту и измерено их потенциальное воздействие. Предложенные меры по смягчению воздействия также должны быть адекватными, к удовлетворению оценщика.





9.2

Будет ли риск контролироваться во время подготовки проекта и на протяжении всего периода реализации и эксплуатации?

Стратегия мониторинга рисков должна быть предложена в ТЭО с удовлетворительным объяснением того, как она позволит управлять рисками по проектам. Ее следует обобщить в СО.





9.3

Обозначена ли четкая ответственность за каждый риск?

Наиболее эффективный контроль рисков достигается, когда члены отдельной проектной группы (по должности, а не по названию) несут ответственность за мониторинг каждого риска и управление им.





9.4

Был ли рассмотрен «наихудший сценарий» и являются ли результаты приемлемыми?

Рассматривался ли в СО и ТЭО «наихудший сценарий» в диапазоне возможных рисков? Оценщик должен решить, какие из них важны, если таковая информация отсутствует.





10.0

Договоренности о реализации и передаче 



10.1

Продемонстрировал ли инициатор проекта, что у него есть потенциал для успешного осуществления проекта?

Оценка должна учитывать размер и сложность проекта в сравнении с доступными ресурсами (количеством и качеством) организации-инициатора проекта. Имеет ли она предыдущий опыт реализации аналогичных проектов или это для нее внове? Этот вопрос особенно актуален в случае реализации проекта в рамках ГЧП. В тех случаях, когда ясно, что внутренние ресурсы недостаточны, являются ли средства привлечения внешней помощи доступными и реалистичными?





10.2

Являются ли механизмы управления проектом и принятия решений четкими? Понятно ли, кто несет ответственность за повседневную реализацию проекта?

В ТЭО должна быть представлена органограмма механизмов управления и принятия решений по проектам, а в СО должна быть указана на них ссылка. На ее основании, должно быть понятно, кто несет общую повседневную ответственность за проект.





10.3

Существует ли четкий план действий с реалистичными сроками до начала работ на объекте? (экспроприация, разрешения на работу, лицензии на импорт, переговоры с поставщиками коммунальных услуг, закупки и т.д.)

Все запланированные действия должны быть указаны. Должен быть установлен порядок и сроки реализации. Заявленные сроки должны быть реалистичными в свете данных по аналогичным проектам. Если необходимо импортировать специализированное оборудование, СО и ТЭО должны учитывать сроки поставки и время, необходимое для получения лицензий на импорт и т.д.





10.4

Должны ли быть приняты какие-либо правовые акты или документы до начала работы? Если да, то соответствуют ли сроки целям проекта? 

СО и ТЭО должны отражать необходимость принятия любых необходимых правовых актов (таких как касающихся экспроприации), и должны рассмотреть потенциальное влияние любых задержек в их принятии.





10.5

Проводились ли рыночные оценки для крупных или основных товаров и согласована ли их доступность на рынке с общими сроками? 

Оценщики должны убедиться, что СО и ТЭО могут предоставить достаточные гарантии того, что рабочая сила, расходные материалы и услуги будут доступны в необходимое время и в необходимом количестве.





10.6

Является ли форма предложенного контракта на работы, услуги и поставки приемлемой?

Подтверждают ли СО и ТЭО, что предложенные контракты соответствуют предшествующим документам? В случае отсутствия аналогичных прецедентов (например, ГЧП) были ли предложенная документация одобрена соответствующим юридическим органом?





10.7

Будет ли контракт включать четкие, определимые и контролируемые пункты, по которым можно осуществлять мониторинг прогресса?

Контракты должны включать четкие показатели физического прогресса. Оценщики должны убедиться, что они присутствуют.





10.8

Будут ли выделения средств привязаны к четко установленным платежам за этапы контракта?

В контракте должно быть ясно указано, что выплаты будут производиться только в рамках определяемых и поддающихся измерению платежей, привязанных к определенному этапу. В СО должно содержаться подтверждение этого. Исключения допускаться не должны.





10.9

Являются ли механизмы корректировки проекта четко описанными и приемлемы ли они?

Средства, с помощью которых могут быть скорректированы проекты, а также вспомогательные механизмы сдержек и противовесов для обеспечения соблюдения законов, должны быть четко указаны в СО и ТЭО.





10.10

Были ли договоренности о передаче описаны полностью и адекватно? 

Надлежащим ли образом описана в ТЭО договоренность о передаче проекта эксплуатирующей организации? Ясно ли объясняется в нем последовательность событий, которые должны произойти для этого? Четко ли указано, когда производятся окончательные платежи и что делать с браком и гарантиями? Правильно ли в СО отражены эти договоренности?





10.11

Как ответственное за проект лицо узнает, что оно может приступить к эксплуатации проекта? Были ли адекватно описаны механизмы для обеспечения доступности операционных ресурсов?

Объясняются ли в ТЭО необходимые механизмы контроля над проектом на оперативном уровне? Когда необходимо набрать сотрудников, будут ли они нуждаться в обучении, и если да, то как долго длится обучение? Оценщики должны рассмотреть вопрос о том, были ли запланированы ли все необходимые приготовления. Верно ли обобщены эти договоренности в СО?





11.0

Мониторинг и оценка проекта



11.1

Достаточны ли предложения по мониторингу прогресса в ходе реализации?

Оценщикам необходимо будет рассмотреть вопрос о том, правильно ли объяснено в ТЭО (и правильно ли обобщено в СО) то, как будет осуществляться мониторинг проекта. Это делается для достижения физического прогресса и осуществления платежей, а также для достижения требуемого качества и защиты общих интересов организации. Если предложен внешний мониторинг, должны быть изложены средства, с помощью которых он будет проводиться, а расходы на привлечение специалиста должны быть включены в расходы по проекту.





11.2

Являются ли предложения по мониторингу проекта в течение его срока службы адекватными для обеспечения постоянной оценки прогресса в достижении желаемых результатов?

Должны быть разъяснены средства мониторинга прогресса по проекту в течение его срока службы, чтобы можно было продемонстрировать, насколько успешно проект достигает своих целей. Они должны согласовываться с целями, итогами и результатами / достижениями, разъясненными в других разделах СО и ТЭО, и отраженными в оценке в Разделе 2.





Онлайн обращение