УВЕДОМЛЕНИЕ о разработке проекта постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Кыргызской Республики и Кабинета Министров Кыргызской Республики в сфере лицензирования»

Объявления
19 Февраль 2024
1294


Настоящим Министерство экономики и коммерции КР совместно с Государственным агентством по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной продукции при Кабинете Министров Кыргызской Республики извещают о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц.


1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование 

Проблемой является наличие значительного объема контрафактной алкогольной продукции, реализуемой в торговых точках республики, которая подвергает высокой степени опасности жизнь и здоровье граждан.

В целях предоставления доступа населению страны к качественной алкогольной продукции, реализация алкогольной продукции была включена в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Торговые точки, осуществляющие оборот алкогольной продукции, были обязаны приобретать, а затем и реализовывать конечному потребителю алкогольную продукцию, соответствующую требованиям по показателям безопасности с учетом требований Закона Кыргызской Республики «О государственной монополии на производство, импорт, хранение и реализацию этилового спирта и государственном регулировании производства алкогольной продукции» в части минимизации или предотвращении последствий, связанных с употреблением алкоголя. 

Вместе с тем, по данным Госалкоагентства в настоящее время лицензионную деятельности по реализации алкогольной продукции осуществляют лишь 11 тысяч 129 торговых объектов, в том числе: 7475 магазин; 1677 кафе, ресторанов; 1512 павильонов; 417 оптовых складов; 48 предприятий алкогольной отрасли. Однако, точек реализаци алкогольной продукции в республике в разы больше. Торговые точки, осуществляющие реализацию алкогольной продукции без лицензии, не соблюдают вышеуказанные требования законодательства и тем самым препятствуют в реализации государственной политики в сфере сокращения вредного воздействия алкоголя.

Согласно требованиям законодательства для получения лицензии предприниматель в числе других документов обязан предоставить в уполномоченный орган правоустанавливающие документы на торговое помещение, а в случае его аренды – договор аренды. В свою очередь, для заключения такого договора собственник помещения должен пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, что по ряду причин на сегодняшний день не всегда представляется возможным. Известно, что преобладающая часть торговых объектов работает на условиях аренды и, в большинстве случаев, собственник помещения не заинтересован оформлять статус индивидуального предпринимателя ввиду проблематичности его ликвидации в будущем. В основном по этой причине малый и средний бизнес не всегда имеет возможность собрать необходимый для получения лицензии пакет документов. Отдельные сложности возникают у нестационарных торговых пунктов, работающих на временной основе в период туристического сезона. 

Особого внимания заслуживает методика определения ставок государственной пошлины на получение лицензии, которые на сегодняшний день устанавливаются по размеру торговой площади объекта. Так, при площади до 50 квадратных метров стоимость лицензии составляет 5 000 сомов, до 100 квадратных метров – 20 000 сомов, до 200 квадратных метров – 50 000 сомов, 200 и более квадратных метров – 200 000 сомов.

По нашему мнению, такой принцип определения стоимости лицензии является неверным, несет дискриминационный характер и создает прямые коррупционные риски. В частности, основной целью лицензирования данного вида деятельности, прежде всего, является предотвращение нелегального оборота алкогольной продукции, защита жизни и здоровья граждан. 

Совокупность вышеперечисленных проблем негативно сказывается на общей эффективности государственного регулирования оборота алкогольной продукции. Необходимо признать, что в таких условиях государство в определенной степени способствует переходу мелкого и среднего бизнеса на нелегальное положение, при этом косвенно также повышая спрос на продукцию незаконного производства.

В этой связи возникает необходимость внесения изменений в части регулирования алкогольного рынка путем пересмотра перечня документов, необходимых для получения лицензии, а также ставок сбора за осуществление данной деятельности.


2. Описание цели предлагаемого регулирования:

Целью упрощения процесса получения лицензий на розничную реализацию алкогольной продукции является обеспечение эффективного государственного регулирования в сфере оборота алкогольной продукции, пресечение контрафактной продукции, обеспечение полноты поступления в республиканский бюджет налоговых платежей, защита здоровья населения. 

Упрощение процесса лицензирования розничной реализации алкогольной продукции позволит на 100% охватить лицензиями торговые точки страны. Тем самым будут созданы условия для сохранения жизни и здоровья граждан от вредного потребления контрафактной алкогольной продукции.


3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования:

В случае упрощения выдачи лицензий прогнозируется увеличение количества лицензиатов. Так, уплаченные в 2023 году сборы в сумме 46 млн 950 тыс. сом могут оплатить 4695 индивидуальных предпринимателей при уплате ставки сбора 100 расчетных показателей за каждую лицензию. Учитывая, имеется порядка 30 тысяч торговых точек, реализующих алкоголь, из них лицензированы 1/3 часть, то ежегодные поступления в местные бюджеты составят порядка 50 млн сом в течение нескольких лет подряд.



4. Оценка возможных неблагоприятных последствий:

1) Влияние на сокращение оборота контрафактной продукции предполагается положительным, т. е. можно прогнозировать снижение оборота нелегальной алкогольной продукции ввиду соблюдения лицензионных условий лицензиатами.

2) Влияние на доходную часть бюджета прогнозируется положительным, так как позволит повысить эффективность государственного контроля алкогольной отрасли, тем самым, прогнозируется дополнительное поступление порядка на 50 млн сом в виде неналоговых доходов.


5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства - адресатов предлагаемого регулирования:

Порядка 30 тысяч субъектов


6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:

Дополнительные расходы не прогнозируются. При этом упрощение процесса получения лицензий и пересмотр ставок лицензионных сборов позволит охватить лицензиями максимальное количество торговых точек, что в свою очередь обеспечит реализацию алкогольной продукции в соответствии с лицензионными требованиями.


7. Приблизительная оценка расходов и выгод республиканского/местного бюджета, связанных с введением предлагаемого регулирования:

При упрощении процесса выдачи лицензий прогнозируется поступление неналоговых доходов в местные бюджеты в сумме порядка 50 млн сом


2. Иная информация, которая позволяет оценить необходимость введения предлагаемого регулирования:

По сведениям Национального статистического комитета Кыргызской Республики объем продажи водки за 2022 год составили 30 млн 260 тысяч литров. При этом, согласно представленным декларациям, объемы производства и импорта данной продукции за 2023 год составили 18 млн 702 тысячи литров. Следовательно, в нелегальном обороте находится 11 млн 558 тысяч литров. Расчетное недопоступление в республиканский бюджет по акцизу составляет 1 млрд 849,3 млн сом. Таким образом, нелегальный оборот наносит существенный вред не только здоровью граждан, но и государственному бюджету.


Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:

1. Предложения принимаются:


- по электронной почте

arv_2012@mail.ru

- на почтовый адрес

Г.Бишкек, проспект Чуй 106

2. Срок приема предложений не позднее

(27.02.2024 г.)

3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее

(28.02.2024 г.)



Онлайн обращение